Роль эмоциональной устойчивости в развитии личности

Роль эмоциональной устойчивости в развитии личности
Формирование личности, развитие его творческого потенциала, самореализация человека зависит от многих факторов, важное место среди которых занимает его эмоциональное состояние в детстве. Проблема эмоционального благополучия и психологической поддержки ребенка школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна особенно с учащимися младшего школьного возраста, эмоциональная сфера которых наиболее восприимчива и уязвима.
Эмоции - субъективные реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха.На их важную роль указывал П.К.Анохин: "Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма"[1,с.25]. Благодаря возникшей эмоции личность имеет возможность чрезвычайно продуктивно приспособиться к окружающим условиям. Она в состоянии быстро отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Каждый из нас обладает огромным количеством психических особенностей, определяющих индивидуальные реакции в ответ на внешние раздражители, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, и вызывающих у нас определенное отношение. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, и выражают оценочный личностный резонанс к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.
Она одно из важнейших условий обеспечения здоровья, надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности, интенсивности внимания и произвольной памяти в стрессовых условиях. Показателями эмоциональной устойчивости являются: самообладание, выдержка, хладнокровие, сохранение у человека оптимистического настроения, отсутствие чувства страха, растерянности, и подавленности при возникновении какой-либо угрожающей ситуации. При наличии эмоциональной устойчивости у человека не возникает излишнего возбуждения или апатии, скованности, приводящих к ухудшению мыслительных способностей, нарушению координации движений, упадку сил, ухудшению самочувствия.
Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоционального состояния - способностью человека создавать произвольно оптимальное настроение, изменять уровень эмоциональной ориентации. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными конкретной ситуации, что позволяет, с одной стороны, экономить затрату сил, с другой - использовать эмоциональную самостимуляцию для более полного использования своих потенциальных ресурсов. Эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы, импульсивностью с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками.[4]
Эмоциональная неустойчивость приводит к истощению и психической напряженности, не сбалансированной полноценным восстановлением сил. Отсутствие достаточно сильных эмоциональных переживаний, оказывающих тренирующее воздействие на психику, приводит к снижению эмоциональной устойчивости.
Непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, ломка (размывание) устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций приводят к возникновению у людей разных возрастных групп специфических проявлений эмоциональной устойчивости и эмоциональной неустойчивости. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда индивид получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психических заболеваний Стрессы, особенно если они часты и длительны, представляют собой главные "факторы риска" при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечные. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие кризисных социальных явлений, помогает избежать стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость рассматривается как один из важнейших психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке.
С помощью сознательно организованных действий можно повысить уровень эмоциональной устойчивости. Она зависит от особенностей личности, вида и характера протекания мыслительной и практической деятельности, качества используемых ею способов целенаправленного регулирования своего эмоционального состояния. Личностные же качества человека обусловлены приобретенными им в ходе жизни знаниями, умениями и свойствами психики. Любые воздействия на человека, способные изменять психическое состояние, вызывают с его стороны те или иные ответственные действия, благодаря которым эффект воздействий усиливается или ослабляется. Развитие эмоциональной устойчивости личности - длительный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов.
Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности. Такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительских функций позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.[3,с.45-50]
В число показателей эмоциональной устойчивости входит правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и т.д.
Специфика проявления эмоциональной устойчивости представляет функцию возраста. Для детей раннего младшего возраста характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других.
Когда дети видят, что другим плохо, часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения. В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.
Таким образом, для оптимизации своего психического состояния человеку требуется: перестроить свои управляющие программы взгляды на методы психической "настройки"; изменить отношение к тем или иным явлениям жизни; необходимо овладеть способностью к избирательному восприятию действительности, к отвлечению от стрессов; научиться использовать произвольную эмоциональную самостимуляцию; поскольку отрицательные эмоции порождаются внутренними конфликтами в работе над укреплением воли, следует акцентировать усилия на качестве управления своим поведением; совершенствование способности анализировать жизненные ситуации, понимать людей, позволяют раскрыть истинные причины явлений, и познать самого себя и т. д.
В нашем экспериментальном исследовании, посвященном анализу эмоциональной устойчивости, мы изучали динамику характеристик эмоциональной устойчивости у детей младшего школьного возраста.
Мы использовали следующие методики:
-методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
-проективная методика «Дерево» (вар. Л.П.Пономаренко).
Анализ результатов исследований, условно выделенных направлений показал, во-первых, правильность определения эмоциональной устойчивости как интегративного свойства личности; во-вторых, что к физиологическим и психологическим особенностям, влияющим на осуществление деятельности в напряженных условиях, относятся, в частности, сила нервной системы; лабильность и подвижность нервных процессов; уровень тревожности; уровень общительности; организованность волевого самоконтроля; эмоциональная возбудимость - физиологическая реактивность; уровень интеллектуального развития.
Таким образом, теоретический и эмпирический анализ позволит утверждать, что профилактика эмоциональной неустойчивости должны осуществляется с помощью различных психотехнических комплексов, обеспечивающих стабилизацию эмоционального фона личности; нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере в младшем школьном возрасте могут возникнуть в результате стрессов, которые в свою очередь, возникают по различным причинам: неуспехи в учебной деятельности, негативные отношения с учителем, страх самовыражения, проблемы во взаимоотношениях с родителями и одноклассниками; когнитивный и эмоциональный параметры личности младшего школьника выполняют разные роли в процессе его формирования. Когнитивный компонент является основой для успешного усвоения знаний, эмоциональный (снижение тревожности) обеспечивает позитивное оценочное отношение к себе, к миру, повышая мотивацию к самореализации и самосовершенствованию.
Литература:
1.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости
человека. - Казань,1987.
2. Додонов Б.И.В мире эмоций. - Киев,1987
3. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.,1980
4. Ольшанникова А.Е.Эмоции и воспитание. -М.,1983