Влияние игротехники на обеспечение безопасности в образовательном процессе

Влияние игротехники на обеспечение безопасности в образовательном процессе
Игра – это не развлечение, а особый метод коррекции личности, стимулирования их активности, вовлечения детей в творческую деятельность. В наше время, в условиях стремительно нарастающей информации, ребенку тяжело ее усваивать.
Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии представляет одну из важнейших задач практической психологии. Интенсификация знаний в области педагогики и психологии обусловила новые концепции воспитания и обучения, изменение стандартов образования, в связи с чем сфера применения игротерапии значительно расширилась. Благодаря использованию нетрадиционных методов в педагогической работе по иным механизмам формируется психологический статус детей, развивается аналитическое мышление, оценочная деятельность к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения. Это происходит благодаря тому, что новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на обеспечение безопасности и устранение негативных факторов в психологическом, биологическом и социальном развитии ребенка.
Психолого-педагогическая ценность, значение каждой отдельной игровой задачи определяется развивающими и коррекционными целями в работе с детьми. Используя игровые ситуации, психолог выявляет причину проблемы и пути ее решения. В процессе игры рождаются варианты выполнения новых психолого-педагогических возможностей. Взрослый при проведении игровых задач сам проигрывает ситуацию вместе с ребенком, переживая те же эмоции, проявляя гибкость и креативность поведения.
К концу младшего школьного возраста, к 3-4 классам школы, важное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и в игре открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.
Каждое игровое занятие вносит свой вклад в формирование общих неспецифических эффектов- новообразований:
- взрослый комментирует словами выполнение игровых действий, тем самым он способствует обогащению словаря ребенка, закреплению предложных конструкций, расширению, разнообразию коммуникативного, речевого поведения ребенка в целом и т. п.;
- в процессе выполнения игровых действий и подчинения определенному правилу- условию игры, развивается произвольность, целенаправленность поведения ребенка, расширяется репертуар предметно – практической деятельности, увеличивается вариативность действий, коммуникабельность, гибкость, эврестичность, креативность поведения;
- снижается выраженность и изменяется синдром-структура оппозиционно-вызывающего, гиперактивного, дурашливого, тормозимого типа поведения, тревожных расстройств и страха, эмоциональной неустойчивости, застревающего, ригидного, депрессивного расстройства личности и др.;
- в процессе игровых взаимодействий со взрослыми и другими детьми создаются предпосылки для формирования более глубоких межличностных привязанностей и взаимоотношений взрослый- ребенок, ребенок- ребенок.
Характер и содержание игровой деятельности является объективным показателем умственного развития ребенка. Игру нельзя заменить никакими видами деятельностями. Правильно спланированная игра с конкретными задачами и целью, с определенной дидактической направленностью помогает узнавать мир, учит общению, развивает речь, движения, чувство цвета и формы.
Общие показания к проведению игротерапии: прафилактика социального инфантилизма, замкнутости, фобических реакций, сверхконформности и сверхпослушания, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.И актуализция, социализация.
Игротехнику используют при неразвитости общения, низкой успеваемости в школе, в случаях острой ревности между детьми, также можно корректировать агрессию и гиперактивность. Она способствует повышению самооценки, уверенности в себе, развитию памяти, внимания, воображения ; снятию негативных настроений; придают детям свежие силы и оптимизм; дает возможность детям выразить свои чувства и взгляды в безопасной психологической атмосфере, также дети могут познакомиться со всем многообразием мнений, точек зрения и отношений в классе. Игры способствуют развитию в детях терпимости к окружающим; способствуют развитию самоуважения; позволяет прочувствовать индивидуальность каждого ребенка; предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.
Основными психологическими механизмами коррекционного воздействия игры являются:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Осуществляется разработка и внедряются специфические методы игротерапии в образовательный процесс.
Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и определенные условия и организация игровой среды, оформление уголка, атрибутики для игр, подбор игрушек. В качестве игрушек могут быть: реалистические игрушки (кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.);игрушки и материалы, помогающие снятию негативных чувств (солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.), способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения (различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра).
При решении воспитательно-образовательных задач, в системе игротерапии, педагоги должны знать и учитывать быстрое физическое и психическое развитие ребенка. Педагогические методы и приемы воспитания должны соответствовать возрастным периодам ребенка.
Не менее важно педагогическое рационализаторство – инноватика, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным данным условиям, разработка методического материала, подбор игр, усовершенствование режимных процессов, которые осуществляют учителя (воспитатели). Все это очень важно для детей и позволяет решить задачи по полной реабилитации и оздоровлению детей, сформировать их правильное социальное поведение и личность каждого.
Итак, в заключении можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Известно, что многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли.
Список литературы
1.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989.
2.Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2004. - №5. - М.
3.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М. - Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.