367030, г. Махачкала, ул. Ирчи Казака, 22
(8722) 62-18-03 gburd_rptp@e-dag.ru
Республиканская психотерапевтическая поликлиника

Влияние игротехники на обеспечение безопасности в образовательном процессе

Главная / Новости / Влияние игротехники на обеспечение безопасности в образовательном процессе
17
апр 2017
Влияние игротехники на обеспечение безопасности в образовательном процессе

Влияние игротехники на обеспечение безопасности в образовательном процессе

 

    Игра – это не развлечение, а особый метод коррекции личности, стимулирования их активности, вовлечения детей в творческую деятельность. В наше время,  в условиях стремительно нарастающей информации, ребенку тяжело ее усваивать.

      Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии представляет одну из важнейших задач практической психологии. Интенсификация знаний в области педагогики и психологии обусловила новые концепции  воспитания и обучения, изменение стандартов образования, в связи с чем сфера применения игротерапии значительно расширилась. Благодаря использованию нетрадиционных методов в педагогической работе по иным механизмам формируется психологический статус  детей, развивается аналитическое мышление, оценочная деятельность к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения. Это происходит благодаря тому, что новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на обеспечение безопасности и устранение негативных факторов в психологическом, биологическом и социальном развитии ребенка.

      Психолого-педагогическая ценность, значение каждой отдельной игровой задачи определяется развивающими и коррекционными целями в работе с детьми.   Используя игровые ситуации, психолог выявляет причину проблемы и пути ее решения. В процессе игры   рождаются варианты выполнения новых психолого-педагогических возможностей. Взрослый при проведении игровых задач сам  проигрывает ситуацию вместе с ребенком, переживая те же эмоции,  проявляя гибкость и креативность поведения.

           К концу младшего школьного возраста, к 3-4  классам школы, важное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и в игре открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

        Каждое игровое занятие вносит свой вклад в формирование общих неспецифических эффектов-  новообразований:

   - взрослый комментирует словами выполнение игровых действий, тем самым он способствует обогащению словаря ребенка, закреплению предложных конструкций, расширению, разнообразию коммуникативного, речевого поведения ребенка в целом и т. п.;

  - в процессе выполнения игровых действий и  подчинения определенному правилу- условию игры, развивается произвольность, целенаправленность поведения ребенка, расширяется репертуар предметно – практической деятельности, увеличивается вариативность действий, коммуникабельность, гибкость, эврестичность, креативность поведения;

  - снижается выраженность и изменяется синдром-структура оппозиционно-вызывающего, гиперактивного, дурашливого, тормозимого типа поведения, тревожных расстройств и страха, эмоциональной неустойчивости, застревающего, ригидного, депрессивного расстройства личности и др.;

 - в процессе игровых взаимодействий со взрослыми и другими детьми создаются предпосылки для формирования более глубоких межличностных привязанностей и взаимоотношений взрослый- ребенок, ребенок- ребенок.  

       Характер и содержание игровой деятельности является объективным показателем умственного развития ребенка. Игру нельзя заменить никакими видами деятельностями. Правильно спланированная игра с конкретными задачами и целью,  с определенной дидактической направленностью помогает узнавать мир, учит общению, развивает речь,  движения, чувство цвета и   формы.  

     Общие показания к проведению игротерапии: прафилактика социального инфантилизма, замкнутости, фобических реакций, сверхконформности и сверхпослушания, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.И актуализция, социализация.

      Игротехнику используют при неразвитости общения, низкой успеваемости в школе, в случаях острой ревности между детьми, также можно корректировать агрессию и гиперактивность. Она способствует повышению самооценки, уверенности в себе, развитию памяти, внимания, воображения ; снятию негативных настроений; придают детям свежие силы и оптимизм; дает возможность детям выразить свои чувства и взгляды в безопасной психологической атмосфере, также дети могут познакомиться  со всем многообразием мнений, точек зрения и отношений в классе. Игры способствуют развитию в детях терпимости к окружающим; способствуют развитию самоуважения; позволяет прочувствовать индивидуальность каждого ребенка; предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.

           Основными психологическими механизмами коррекционного  воздействия  игры являются:

        1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

        2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

        3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

        4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

   5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

     Осуществляется разработка и внедряются  специфические методы игротерапии в образовательный процесс.

    Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и определенные условия и организация игровой среды, оформление уголка, атрибутики для игр, подбор игрушек. В качестве игрушек могут быть: реалистические игрушки (кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.);игрушки и материалы, помогающие снятию негативных чувств (солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.), способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения (различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра).

 При решении воспитательно-образовательных задач, в системе игротерапии, педагоги  должны знать и учитывать быстрое физическое и психическое развитие ребенка. Педагогические методы и приемы воспитания   должны соответствовать  возрастным периодам ребенка.

 

Не менее важно педагогическое рационализаторство – инноватика, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным данным условиям, разработка методического материала, подбор  игр, усовершенствование режимных процессов, которые осуществляют учителя (воспитатели). Все это очень важно для детей и позволяет решить задачи по полной реабилитации и оздоровлению детей, сформировать их правильное социальное поведение и личность каждого.

     Итак, в заключении можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.

     Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Известно, что  многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли.

  

Список литературы

1.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989.

2.Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2004. - №5. - М.

3.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М. - Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.